Развитие без границ
24.10.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
519

Одарённый – значит отличник. Или наоборот?

Уже давно наметилась тенденция выделять в классе «особенных» детей. Деление на «одарённых» и «обычных» негласное, а критерии отбора известны лишь самим педагогам. Но факт, что учителя охотнее проявляют индивидуальный подход к отличникам – налицо. Государство создаёт специальные программы для одарённых учеников, ведь важно демонстрировать высокий уровень образования на международной арене. А школы получают премии и награды за количество участников олимпиад, медалистов и общий уровень успеваемости.

На самом деле, все дети талантливы, но многим ученикам требуется больше внимания, чтобы понять, в чём именно их одаренность. Школьная система не готова уделять много времени каждому учащемуся. Поэтому никто не хочет тратить время на двоечников.

Девочка-художница с палитрой красок

Как распознать одарённость?

Наиболее точно этот термин можно определить как «проявление достижений в определённой области ввиду врождённой предрасположенности». То есть речь идёт о ребёнке с высокими результатами, которыми он обязан высокому интеллекту, хорошей мотивации и творческому подходу. У тех, кого мы называем одарёнными, эти качества действительно сочетаются, и заданы как культурой, так и природой.

Не существует шкалы, по которой измеряют талант. Взрослые придумали её сами, но насколько она корректна?! Можно легко выявить склонность к точным наукам, но как это сделать в других сферах – не так очевидно. Все говорят о каком-то «даре», который заведомо отличает одного ребенка от других. Но никто не может измерить уровень этого особенного дара. И как ни классифицируй детей – по целям, оправданности «инвестиций», по полу, – у всех есть свои преимущества.

Как быть с теми, кто не попал в «особую категорию»?

Итак, школы перестают быть местом, где отличное образование получают все; в приоритете те, кому уже дали знания в семье, и их осталось только доучить. Выходит, в этом вопросе учителя возлагают большие надежды на родителей. Помочь найти свой талант, направить ребёнка, если он сбился с пути, должны мама и папа.

Ученики сидят за партами на математике

Если детям скучно в школе и хорошие оценки они получают только по музыке или ИЗО, заставлять учиться – не выход. Равно как и нельзя закрывать глаза на двойки и невыполнение уроков. Слабая мотивация ученика может зависеть от школы, семьи или сверстников. Получает ли ребёнок от них поддержку? Насколько позитивно воспринимает само школьное пространство? Также дети отлично чувствуют, когда родители не уверены в своих методах воздействия. Важно понять, совпадают ли ожидания взрослого с целями ребёнка. Успеваемость обычно заботит только старших, а школьникам вполне комфортно жить и с тройками. В таком случае уместен разговор о чувствах ребенка. Что ему нравится в школе, для чего он туда ходит? А что, если школы не стало бы вовсе, – чем тогда ему было интересно заниматься?

Психологи в любом случае советуют концентрировать внимание только на успехах. Это и есть первый шаг к развитию мотивации.

Идеальный табель не гарантирует успеха в жизни.

Далеко не все победители олимпиад реализуют себя в будущем. Ведь когда одними движет искренний интерес, для других стимулом становятся показная успешность и её внешние атрибуты: оценки, золотая медаль, грамоты. Иногда ради результата ребёнка помещают в жестокую конкурентную среду. В итоге неврозы становятся постоянными спутниками детей уже во взрослой жизни, в то время как блестящие результаты очень кратковременны.

Девочка держит свои кубки и награды

Сейчас первоклассники ждут не дождутся школы, приходят в класс с горящими глазами и жаждой познания. Но спустя время уже едва тянут руку, а к старшим классам вообще перестают задавать вопросы, если что-то непонятно. Так происходит в обычных школах, где даже не делят на одарённых и нет. А потом многие бывшие двоечники нанимают на работу отличников.

Среди знаменитых людей, которые плохо учились в школе или досаждали учителям и одноклассникам своим поведением, были:

  • поэт и переводчик Иосиф Бродский,
  • государственный деятель Уинстон Черчилль – оба нобелевские лауреаты по литературе;
  • режиссёр Андрей Тарковский, чьи фильмы входят в списки лучших во все времена;
  • изобретатель и бизнесмен, получивший 1093 патента, Томас Эдисон;
  • философ и основоположник теории космоса Константин Циолковский;
  • компьютерный гений и миллиардер Билл Гейтс и
  • Стив Джобс, которого знает и вспоминает, глядя на свои телефоны, всё современное поколение.

И этот список можно продолжать долго. Про таких говорили: «талант покоя не дает», поэтому учителям было сложно их учить. А в силу особенности эпохи или ситуации в семье родители не могли уделять им должного внимания. Но вывод один – фокусироваться стоит только на радости ребёнка от познания, а не результатах и номинальных достижениях.

Кто должен развивать эту «одаренность»?

Увы, школа – не коробка, в которую можно «положить камень, а достать золото». Система не нацелена на распознавание талантов, она работает по одним лишь государственным стандартам. Восточная модель, где есть сенсэи и наставники, была бы идеальной для такой цели. Но организовать это слишком сложно и достаточно дорого: нужны учителя, которые будут воспитывать группу, понимая и чувствуя каждого.

Брат и сестра с интересом учат уроки

Однако, похожий формат могут предлагать и центры развития детей. В небольших группах малыши и ребята постарше развивают важные навыки: умение быстро и вдумчиво читать, ловко использовать логическое и образное мышление, легко запоминать любую информацию. В таких центрах у ребёнка формируют интерес и вовлекают в процесс обучения в игровой форме. Как итог - в школе для детей хорошие оценки станут нормой.